АО «ТАИФ-НК» информирует, что официальным сайтом компании является http://www.taif-nk.ru . Другие сайты информационными ресурсами АО «ТАИФ-НК» не являются. АО «ТАИФ-НК» не несет ответственности за возможные риски, связанные с использованием любых сведений, опубликованных на таких сайтах
Клиентам
Клиентам
АО «ТАИФ-НК» информирует, что официальным сайтом компании является http://www.taif-nk.ru . Другие сайты информационными ресурсами АО «ТАИФ-НК» не являются. АО «ТАИФ-НК» не несет ответственности за возможные риски, связанные с использованием любых сведений, опубликованных на таких сайтах
Клиентам

забота об экологии забота об экологии

Полет отличный

Вернуться к списку

20 августа

2009

– Аналитический журнал «Транспорт»

ОАО «ТАИФ-НК» приступило к производству авиатоплива


ОАО «ТАИФ-НК» организовала производство авиатоплива на базе своего НПЗ

ОАО «ТАИФ-НК» (www.taifnk.ru), крупнейшее нефтеперерабатывающее предприятие в Республике Татарстан, которое успешно осуществляет свою деятельность с 1998 года. ОАО «ТАИФ-НК» производит 97% нефтепродуктов Республики и является одной из крупнейших компаний региона по обеспечению сырьем нефтехимических производств, расположенных в Республике Татарстан. Вся продукция ОАО «ТАИФ-НК» производится на высокотехнологическом, современном оборудовании, оценку качества нефтепродуктов проводят авторитетные в России эксперты.

В июле компания ОАО «ТАИФ-НК» начала промышленное производство топлива для реактивных двигателей марки РТ. Этому предшествовало успешное прохождение летных испытаний и получение сертификата соответствия требованиям, предъявляемым к продуктам высшей категории. Таким образом, топливо получило «пропуск» на российский рынок, а ОАО «ТАИФ-НК» — право на его реализацию широкому кругу потребителей в пределах страны. С этого момента на отечественном рынке авиакеросина появился новый, причем весьма амбициозный, игрок. Проектная мощность комплекса ОАО «ТАИФ-НК» составляет 610 тыс. тонн авиатоплива в год; к 2016 году компания планирует увеличить его производство до 1,6 млн твг.

К концу текущего года в ассортименте предприятия должен появиться авиакеросин марки Jet A-1, соответствующий западным стандартам, а стало быть, и возможности экспорта.

В последние три года суммарно в стране выпускается порядка 9,4 млн твг реактивного топлива, и более 90% обеспечивают нефтяные холдинги. На долю «ЛУКОЙЛа», лидера в данном сегменте, приходится 26% совокупного объема. За ним следуют «Газпром нефть» (19%), «Роснефть» (17%), ТНК-ВР (14%).

Особенность рынка авиатоплива заключается в том, что предложение на нем значительно превышает спрос, который эксперты оценивают сегодня в 7,3 млн твг. Расчеты показывают, что достигнутый уровень производства позволит снабжать топливом российских и иностранных авиаперевозчиков в отечественных аэропортах как минимум до 2012 года. При этом возможности существующих установок не исчерпаны и позволяют при необходимости быстро увеличить выпуск на 10%. Кроме этого, многие нефтяные компании сейчас проводят модернизацию своих НПЗ, что повысит их потенциал по выпуску светлых нефтепродуктов.

По совокупности можно утверждать, что дефицита авиатоплива в России в обозримой перспективе не предвидится. А значит, с точки зрения конкурентоспособности на первый план выходит вопрос соотношения цены и качества.

По утверждению некоторых экспертов, качество отечественного авиатоплива (РТ и ТС-1) уже сегодня как минимум не уступает западному аналогу Jet A-1. Тем не менее «экзамена» на соответствие западным стандартам это не отменяет. При оптимальной цене и наличии сертификата у предприятий будет возможность экспорта, а следовательно, и маневра на рынках. В настоящее время экс порт авиатоплива из России составляет порядка 2 млн твг (в основ ном на рынки Северо-Западной Европы (58%) и Средней Азии (38%). Но в перспективе потребность в авиатопливе в мире будет расти, так что качественные и недорогие нефтепродукты будут востребованы всегда.

Экзамен на качество

Взвесив все перспективы рынка, ОАО «ТАИФ-НК» решила на площадке своего Нижнекамского НПЗ организовать производство авиатоплива.

В 2006 году здесь был построен узел приготовления и хранения горючего марок РТ и Jet A-1. В 2007 в соответствии с действующими правилами постановки на производство авиационных топ лив были изготовлены опытные и опытно-промышленные образцы авиакеросина марки РТ и начались их испытания на соответствие требованиям ГОСТ 10227-86 и нормам «Комплекса методов квалификационной оценки». Последние проводились в ОАО «ВНИИ НП» и завершились получением рекомендаций о допуске продукта к производству и применению.


Первым потребителем авиатоплива
ОАО «ТАИФ-НК» стала авиакомпания «Татарстан»

В январе 2008 года результаты испытаний были рассмотрены Межведомственной комиссией по допуску к производству и применению топлив, масел, смазок и спец жидкостей Минпромэнерго РФ, которая дала добро на промышленное производство и применение продукта под наблюдением. А еще через месяц специалисты Центра сертификации ФГУП «ГосНИИ ГА» провели на Нижнекамском НПЗ сертификацию топлива на соответствие требованиям ГОСТ 10227-86. Кроме того, высокое качество горючего подтвердила независимая испытательная лаборатория ФГУП «ГосНИИ ГА». По результатам этих испытаний и анализа состояния производства ОАО «ТАИФ-НК» был выдан временный (на период наблюдения до 30 июля 2009 года) сертификат соответствия.

В мае 2009 года авиатопливо ОАО «ТАИФ-НК» успешно про шло следующий экзаменационный этап — летные испытания — и получило в Центре сертификации авиационных ГСМ и спецжидкостей ФГУП «ГосНИИ ГА» постоянный сертификат, подверждающий соответствие продукта всем требованиям, предъявляемым к топливу высшей категории. После этого «Росавиация» выдала рекомендации по приме нению реактивного топлива производства ОАО «ТАИФ-НК» в гражданской авиации без всяких ограничений.

В июле на Нижнекамском НПЗ началось производство и отгрузка промышленных партий нового продукта.

Перспективы роста

Реактивное топливо ОАО «ТАИФ НК» производится на высокотехнологичном оборудовании по технологии ABB Lummus Global (с применением катализатора «Критерион») под контролем международных систем качества ISO 9001 и AS 9100. Первая задает стандарты менеджмента, вторая — производства. Сертификат соответствия получен по обеим системам. Текущий контроль качества осуществляет заводская лаборатория, оснащенная самым современным оборудованием. Кроме того, на всех этапах производства процесс контролирует военная госприемка.

Технологическая схема предусматривает отбор с установки ЭЛОУ-АВТ-7 прямогонной керосиновой фракции, гидроочистку и доведение до требуемого уровня качества с применением комплекса специальных добавок.

Проектная мощность установки гидроочистки керосина 610 тыс. твг. В соответствии со стратегическим планом развития ОАО «ТАИФ-НК» до 2016 года мощности компании по производству авиатоплива должны быть увеличены до 1588 тыс. твг.

Кроме наращивания объемов производства, предусмотрено и расширение ассортимента нефтепродуктов для авиации. Теоретически на действующей установке можно производить реактивное топливо не только российских, но и западных стандартов: в основном они отличаются только набором добавок в базовое сырье. Однако для этого необходимо пройти тот же путь до сертификации. Эта работа уже ведется (совместно с ГосНИИ ГА) и должна быть завершена до конца текущего года, после чего у ОАО «ТАИФ-НК» появится возможность экспорта реактивного топлива.

Первым же его потребителем стала авиакомпания «Татарстан», обслуживающая аэропорты Бегишево (Набережные Челны) и Казань. Именно на ее технике проводились летные испытания, а сегодня аэропорт Бегишево полностью работает на авиатопливе производства ОАО «ТАИФ НК». Постепенно осваивает его и аэропорт Казань.

Глава авиакомпании «Татарстан» Магомед  Закаржаев дал высокую оценку новому горючему и заявил о готовности наращивать его закупки. Правда, ее потребность значительно меньше возможностей ОАО «ТАИФ-НК», поэтому перед нефтяной компанией стоит задача освоения других рынков. В настоящее время уже заключены договоры о поставках реактивного топлива с 11 авиапредприятиями РФ.

Отметим, что новый продукт в ассортименте ОАО «ТАИФ-НК» появился в разгар финансового и экономического кризиса. Падение спроса и цен на рынке нефтепродуктов откорректировало планы компании на 2009 год, и в начале года объем переработки был снижен. Однако к середине лета наметился рост спроса, в первую очередь на самые высококачественные и ликвидные продукты, в том числе и на авиакеросин.